Найдите и исправьте ошибки в коде на Python: отладка с IDLE

Содержание

? Найдите и исправьте ошибки в коде на Python: отладка с IDLE

Выявление ошибок называется дебаггингом, а дебаггер – помогающий понять причину их появления инструмент. Умение находить и исправлять ошибки в коде – важный навык в работе программиста, не пренебрегайте им.

IDLE (Integrated Development and Learning Environment) – кроссплатформенная интегрированная среда разработки и обучения для Python, созданная Гвидо ван Россумом.

Используйте окно управления отладкой

Основным интерфейсом отладки в IDLE является специальное окно управления (Debug Control window). Открыть его можно, выбрав в меню интерактивного окна пункт Debug→Debugger.

Примечание: если отладка отсутствует в строке меню, убедитесь, что интерактивное окно находится в фокусе.

Всякий раз, когда окно отладки открыто, интерактивное окно отображает [DEBUG ON].

Обзор окна управления отладкой

Чтобы увидеть работу отладчика, напишем простую программу без ошибок. Введите в редактор следующий код:

Сохраните все, откройте окно отладки и нажмите клавишу F5 – выполнение не завершилось.

Окно отладки будет выглядеть следующим образом:

Обратите внимание, что панель в верхней части окна содержит сообщение:

Расшифруем: код for i in range(1, 4): еще не запущен, а ‘__main__’.module() сообщает, что в данный момент мы находимся в основном разделе программы, а не в определении функции.

Ниже панели стека находится панель Locals, в которой перечислены непонятные вещи: __annotations__, __builtins__, __doc__ и т. д. – это внутренние системные переменные, которые пока можно игнорировать. По мере выполнения программы переменные, объявленные в коде и отображаемые в этом окне, помогут в отслеживании их значений.

В левом верхнем углу окна расположены пять кнопок: Go, Step, Over, Out и Quit – они управляют перемещением отладчика по коду.

В следующих разделах вы узнаете, что делает каждая из этих кнопок.

Кнопка Step

Нажмите Step и окно отладки будет выглядеть следующим образом:

Обратите внимание на два отличия. Во-первых, сообщение на панели стека изменилось:

На этом этапе выполняется line 1 и отладчик останавливается перед выполнением line 2.

Здесь важно, что можно отслеживать растущие значения i и j по мере прохождения цикла for. Это полезная фича поиска источника ошибок в коде. Знание значения каждой переменной в каждой строке кода может помочь точно определить проблемную зону.

Точки останова и кнопка Go

Часто вам известно, что ошибка должна всплыть в определенном куске кода, но неизвестно, где именно. Чтобы не нажимать кнопку Step весь день, установите точку останова, которая скажет отладчику запускать весь код, пока он ее не достигнет.

Точки останова сообщают отладчику, когда следует приостановить выполнение кода, чтобы вы могли взглянуть на текущее состояние программы.

Чтобы установить точку останова, щелкните правой кнопкой мыши (Ctrl для Mac) по строке кода, на которой хотите сделать паузу, и выберите пункт Set Breakpoint – IDLE выделит линию желтым. Чтобы удалить ее, выберите Clear Breakpoint.

Установите точку останова в строке с оператором print(). Окно редактора должно выглядеть так:

Сохраните и запустите. Как и раньше, панель стека указывает, что отладчик запущен и ожидает выполнения line 1. Нажмите кнопку Go и посмотрите, что произойдет:

Теперь на панели стека информация о выполнении line 3:

На панели Locals мы видим, что переменные i и j имеют значения 1 и 2 соответственно. Нажмем кнопку Go и попросим отладчик запускать код до точки останова или до конца программы. Снова нажмите Go – окно отладки теперь выглядит так:

На панели стека отображается то же сообщение, что и раньше – отладчик ожидает выполнения line 3. Однако значения переменных i и j теперь равны 2 и 4. Интерактивное окно также отображает выходные данные после первого запуска строки с помощью функции print() через цикл.

Нажмите кнопку в третий раз. Теперь i и j равны 3 и 6. Если нажать Go еще раз, программа завершит работу.

Over и Out

Кнопка Over работает, как сочетание Step и Go – она перешагивает через функцию или цикл. Другими словами, если вы собираетесь попасть в функцию с помощью отладчика, можно и не запускать код этой функции – кнопка Over приведет непосредственно к результату ее выполнения.

Аналогично если вы уже находитесь внутри функции или цикла – кнопка Out выполняет оставшийся код внутри тела функции или цикла, а затем останавливается.

В следующем разделе мы изучим некоторые ошибки и узнаем, как их исправить с помощью IDLE.

Борьба с багами

Взглянем на « глючную » программу.

Вот неработающий код:

Введите этот код в редактор, сохраните и нажмите F5. Ожидаемый результат – _h_e_l_l_o_, но вместо этого выведется o_.

Если вы нашли, в чем проблема, не исправляйте ее. Наша цель – научиться использовать для этого IDLE.

Рассмотрим 4 этапа поиска бага:

Шаг 1: Предположение

Сначала вы не сможете точно определить местонахождение ошибки, но обычно проще логически представить, в какой раздел кода смотреть.

Обратите внимание, что программа разделена на два раздела: определение функции add_underscores() и основной блок, определяющий переменную со значением «hello» и выводящий результат.

Посмотрим на основной раздел:

Очевидно, что здесь все хорошо и проблема должна быть в определении функции:

Первая строка создает переменную new_word со значением «_». Промах, проблема находится где-то в теле цикла for.

Шаг 2: точка останова

Определив, где может быть ошибка, установите точку останова в начале цикла for, чтобы проследить за происходящим внутри кода:

Запустим. Выполнение останавливается на строке с определением функции.

Нажмите кнопку Go, чтобы выполнить код до точки останова:

Код останавливается перед циклом for в функции add_underscores(). Обратите внимание, что на панели Locals отображаются две локальные переменные – word со значением «hello», и new_word со значением «_»,

Нажмите кнопку Step, чтобы войти в цикл for. Окно отладки изменится, и новая переменная i со значением 0 отобразится на панели Locals:

Переменная i – это счетчик для цикла for, который можно использовать, чтобы отслеживать активную на данный момент итерацию.

Нажмите кнопку Step еще раз и посмотрите на панель Locals – переменная new_word приняла значение «h_»:

Это неправильно т. к. сначала в new_word было значение «_», на второй итерации цикла for в ней должно быть «_h_». Если нажать Step еще несколько раз, то увидим, что в new_word попадает значение e_, затем l_ и так далее.

Шаг 3: Определение ошибки и исправление

Как мы уже выяснили – на каждой итерации цикла new_word перезаписывается следующим символом в строке «hello» и подчеркиванием. Поскольку внутри цикла есть только одна строка кода, проблема должна быть именно там:

Код указывает Python получить следующий символ word, прикрепить подчеркивание и назначить новую строку переменной new_word. Это именно то неверное поведение, которое мы наблюдали.

Чтобы все починить, нужно объединить word[i] + » _» с существующим значением new_word. Нажмите кнопку Quit в окне отладки, но не закрывайте его. Откройте окно редактора и измените строку внутри цикла for на следующую:

Примечание: Если бы вы закрыли отладчик, не нажав кнопку Quit, при повторном открытии окна отладки могла появиться ошибка:

You can only toggle the debugger when idle

Всегда нажимайте кнопку Go или Quit, когда заканчиваете отладку, иначе могут возникнуть проблемы с ее повторным запуском.

Шаг 4: повторение шагов 1-3, пока ошибка не исчезнет

Сохраните изменения в программе и запустите ее снова. В окне отладки нажмите кнопку Go, чтобы выполнить код до точки останова. Понажимайте Step несколько раз и смотрите, что происходит с переменной new_word на каждой итерации – все работает, как положено. Иногда необходимо повторять этот процесс несколько раз, прежде чем исправится ошибка.

Альтернативные способы поиска ошибок

Использование отладчика может быть сложным и трудоемким, но это самый надежный способ найти ошибки в коде. Однако отладчики не всегда есть в наличии. В подобных ситуациях можно использовать print debugging для поиска ошибок в коде. PD задействует функцию print() для отображения в консоли текста, указывающего место выполнения программы и состояние переменных.

Например, вместо отладки предыдущего примера можно добавить следующую строку в конец цикла for:

Измененный код будет выглядеть следующим образом:

Вывод должен выглядеть так:

PD работает, но имеет несколько недостатков по сравнению с отладкой дебаггером. Вы должны запускать всю программу каждый раз, когда хотите проверить значения переменных, а также помнить про удаление вызовов функций print().

Один из способов улучшить наш цикл – перебирать символы в word:

Заключение

Теперь вы знаете все об отладке с помощью DLE. Вы можете использовать этот принцип с различными дебагерами.

Как искать и исправлять ошибки в коде

Представляем перевод статьи «How to fix bugs, step by step», опубликованный сайтом tproger. ru.

ошибки в коде

Искать ошибки в программах — непростая задача. Здесь нет никаких готовых методик или рецептов успеха. Можно даже сказать, что это — искусство. Тем не менее есть общие советы, которые помогут вам при поиске. В статье описаны основные шаги, которые стоит предпринять, если ваша программа работает некорректно.

Шаг 1: Занесите ошибку в трекер

После выполнения всех описанных ниже шагов может так случиться, что вы будете рвать на себе волосы от безысходности, все еще сидя на работе, когда поймете, что:

Трекер поможет вам не потерять нить размышлений и о текущей проблеме, и о той, которую вы временно отложили. А если вы работаете в команде, это поможет делегировать исправление коллеге и держать все обсуждение в одном месте.

Вы должны записать в трекер следующую информацию:

Это должно подсказать, как воспроизвести ошибку. Если вы не сможете воспроизвести ее в любое время, ваши шансы исправить ошибку стремятся к нулю.

Шаг 2: Поищите сообщение об ошибке в сети

Если у вас есть сообщение об ошибке, то вам повезло. Или оно будет достаточно информативным, чтобы вы поняли, где и в чем заключается ошибка, или у вас будет готовый запрос для поиска в сети. Не повезло? Тогда переходите к следующему шагу.

Шаг 3: Найдите строку, в которой проявляется ошибка

Если ошибка вызывает падение программы, попробуйте запустить её в IDE под отладчиком и посмотрите, на какой строчке кода она остановится. Совершенно необязательно, что ошибка будет именно в этой строке (см. следующий шаг), но, по крайней мере, это может дать вам информацию о природе бага.

Шаг 4: Найдите точную строку, в которой появилась ошибка

Как только вы найдете строку, в которой проявляется ошибка, вы можете пройти назад по коду, чтобы найти, где она содержится. Иногда это может быть одна и та же строка. Но чаще всего вы обнаружите, что строка, на которой упала программа, ни при чем, а причина ошибки — в неправильных данных, которые появились ранее.

Если вы отслеживаете выполнение программы в отладчике, то вы можете пройтись назад по стектрейсу, чтобы найти ошибку. Если вы находитесь внутри функции, вызванной внутри другой функции, вызванной внутри другой функции, то стектрейс покажет список функций до самой точки входа в программу (функции main() ). Если ошибка случилась где-то в подключаемой библиотеке, предположите, что ошибка все-таки в вашей программе — это случается гораздо чаще. Найдите по стектрейсу, откуда в вашем коде вызывается библиотечная функция, и продолжайте искать.

Шаг 5: Выясните природу ошибки

Ошибки могут проявлять себя по-разному, но большинство из них можно отнести к той или иной категории. Вот наиболее частые.

Если ваша ошибка не похожа на описанные выше, или вы не можете найти строку, в которой она появилась, переходите к следующему шагу.

Шаг 6: Метод исключения

Если вы не можете найти строку с ошибкой, попробуйте или отключать (комментировать) блоки кода до тех пор, пока ошибка не пропадет, или, используя фреймворк для юнит-тестов, изолируйте отдельные методы и вызывайте их с теми же параметрами, что и в реальном коде.

Попробуйте отключать компоненты системы один за другим, пока не найдете минимальную конфигурацию, которая будет работать. Затем подключайте их обратно по одному, пока ошибка не вернется. Таким образом вы вернетесь на шаг 3.

Шаг 7: Логгируйте все подряд и анализируйте журнал

Пройдитесь по каждому модулю или компоненту и добавьте больше сообщений. Начинайте постепенно, по одному модулю. Анализируйте лог до тех пор, пока не проявится неисправность. Если этого не случилось, добавьте еще сообщений.

Ваша задача состоит в том, чтобы вернуться к шагу 3, обнаружив, где проявляется ошибка. Также это именно тот случай, когда стоит использовать сторонние библиотеки для более тщательного логгирования.

Шаг 8: Исключите влияние железа или платформы

Замените оперативную память, жесткие диски, поменяйте сервер или рабочую станцию. Установите обновления, удалите обновления. Если ошибка пропадет, то причиной было железо, ОС или среда. Вы можете по желанию попробовать этот шаг раньше, так как неполадки в железе часто маскируют ошибки в ПО.

Если ваша программа работает по сети, проверьте свитч, замените кабель или запустите программу в другой сети.

Ради интереса, переключите кабель питания в другую розетку или к другому ИБП. Безумно? Почему бы не попробовать?

Если у вас возникает одна и та же ошибка вне зависимости от среды, то она в вашем коде.

Шаг 9: Обратите внимание на совпадения

Шаг 10: Обратитесь в техподдержку

Наконец, пора попросить помощи у того, кто знает больше, чем вы. Для этого у вас должно быть хотя бы примерное понимание того, где находится ошибка — в железе, базе данных, компиляторе. Прежде чем писать письмо разработчикам, попробуйте задать вопрос на профильном форуме.

Ошибки есть в операционных системах, компиляторах, фреймворках и библиотеках, и ваша программа может быть действительно корректна. Но шансы привлечь внимание разработчика к этим ошибкам невелики, если вы не сможете предоставить подробный алгоритм их воспроизведения. Дружелюбный разработчик может помочь вам в этом, но чаще всего, если проблему сложно воспроизвести вас просто проигнорируют. К сожалению, это значит, что нужно приложить больше усилий при составлении багрепорта.

Полезные советы (когда ничего не помогает)

Что вам точно не поможет

Ошибка, которую я недавно исправил

Как использовать консоль браузера для выявления ошибок на сайте

Как использовать консоль браузера

Каждый браузер оснащен консольной панелью, с помощью которой разработчики проводят тестирование веб-сайта. Вкладка Elements содержит всю информацию об инспектируемом HTML-файле: теги, таблицы стилей и т. д. Но в консоли есть и другие разделы, такие как Console, Sources, Network и прочие.

Для каких целей они используются и как можно выявить ошибки через консоль – поговорим в сегодняшней статье.

Как открыть консоль на разных браузерах

Алгоритм запуска консоли (инспектора) во всех браузерах идентичен. Есть два пути: первый – запуск через специальную клавишу на клавиатуре, второй – через функцию «Посмотреть код страницы/элемента».

Например, если воспользоваться в Chrome клавишей F12, то откроется дополнительное окно с консолью.

Как открыть консоль в браузере Google Chrome

Второй путь заключается в просмотре кода текущей страницы – для этого необходимо кликнуть правой кнопкой мыши по любому элементу сайта и в отобразившемся меню выбрать опцию «Посмотреть код». Обратите внимание, что это название опции в Google Chrome, в других браузерах оно может отличаться. Например, в Яндексе функция называется «Исследовать элемент».

Как открыть консоль в хроме

В результате перед нами снова отобразится окно, в котором будет открыта главная вкладка с кодом страницы. Подробнее о ней мы еще поговорим, а пока давайте посмотрим, как выполняется запуск консоли в браузере Safari на устройствах Mac.

Первым делом нам потребуется включить меню разработчика – для этого переходим в раздел «Настройки» и открываем подраздел «Продвинутые». Находим пункт «Показать меню «Разработка в строке меню» и отмечаем его галочкой.

Как открыть консоль в Safari

Теперь можно запустить консольное окно – достаточно воспользоваться комбинацией клавиш «Cmd+Opt+C».

Как видите, запустить консоль в браузере – дело нескольких секунд. Опция полезна, когда вы верстаете новый сайт, исправляете ошибки, проводите различные тесты.

Какие вкладки есть в консоли и за что они отвечают

Консоль каждого браузера содержит практически идентичные вкладки с одним и тем же функционалом, поэтому рассмотрим каждый из блоков на примере веб-обозревателя Google Chrome.

Перед тем как перейти к разбору каждой вкладки, давайте рассмотрим основное элементы, которые могут быть полезны при работе с консолью. Первый – это включение адаптивного режима. Для этого необходимо открыть консоль и в верхнем левом углу нажать на кнопку в виде телефона/планшета.

В результате левая часть окна будет немного изменена: добавятся кнопки для выбора разрешения под нужный девайс. Например, выберем устройство iPhone X, и сайт сразу же будет выглядеть так, как он выглядел бы на телефоне.

Как открыть мобильную версию сайта Chrome

Если выбрать опцию «Responsive», то слева от страницы отобразится дополнительная линия, которую мы можем тянуть влево или вправо – с помощью нее можно подобрать необходимое разрешение страницы. Также настроить разрешение мы можем и в верхней части окна.

Как изменить разрешение окна браузера chrome

И еще одна опция, которая может быть полезна – изменение расположения консольной панели. Чтобы ей воспользоваться, необходимо в верхней правой части нажать на кнопку в виде троеточия и в строке «Dock side» изменить ориентацию. Доступные положения: справа, слева, снизу, в отдельном окне.

Как изменить отображение консоли в браузере chrome

На этом стандартный набор функций консольной панели заканчивается. Давайте посмотрим, какие в ней есть вкладки и за что они отвечают.

Elements

Вкладка Elements Chrome

Основной компонент для верстальщиков. Он включает в себя всю информацию об открытой HTML-странице. Здесь мы можем не только посмотреть текущие теги и атрибуты, но и изменить их – в таком случае произойдет автоматическое изменение дизайна на странице. Если ее обновить, все вернется на свои места. Также открыт доступ к просмотру CSS и прочих элементов – для этого в правой части раздела идут вкладки Styles, Computed, Layout, Event Listeners, DOM Breakpoints, Properties и Accessibility.

Console

Вкладка Console в chrome

Еще одна важнейшая вкладка для верстальщиков – это Console. В ней мы можем узнать информацию о текущих ошибках на сайте, посмотреть исполняемый JavaScript-код, если он выведен в консоль с помощью метода console. log, и многое другое.

Если вам нужно очистить информацию, выведенную в консоль, то сделать это легко. Достаточно в верхнем левом углу нажать на кнопку в виде знака запрета.

Как очистить консоль в Chrome

Также в данной консоли мы можем посмотреть информацию об ошибках плагина, воспользоваться поиском по слову или фразе, а также установить различные фильтры на отображаемую информацию.

Sources

Вкладка Sources chrome

Данный раздел открывает доступ ко всей иерархии сайта: здесь мы можем посмотреть, какие используются картинки, CSS-файлы, шрифты и прочее.

Сама вкладка, как видите, разделена на 3 части. В первой содержится дерево иерархии файлов, относящихся к сайту. Вторая предназначена для просмотра содержимого этих файлов и выполнения их отладки. Для ее запуска необходимо воспользоваться последним окном.

Network

Вкладка Network в chrome

Из названия уже понятно, что данный раздел предназначен для отслеживания сетевого трафика. Его основная функция – запись сетевого журнала. Можно выявить время загрузки и обработки различных файлов, чтобы впоследствии оптимизировать страницу.

Performance

Вкладка Performance chrome

Панель отображает таймлайн использования сети, выполнения JavaScript-кода и загрузки памяти. После первоначального построения графиков будут доступны подробные данные о выполнении кода и всем жизненном цикле страницы.

Memory

Вкладка Memory chrome

В этой вкладке можно отслеживать использование памяти веб-приложением или страницей. Мы можем узнать, где тратится много ресурсов – эту информацию в последующем можно использовать для оптимизации кода.

Application

Вкладка Application chrome

Данный раздел позволяет инспектировать и очищать все загруженные ресурсы. Мы можем взаимодействовать с HTML5 Database, Local Storage, Cookies, AppCache и другими элементами.

Основная особенность опции – чистка куки. Если вам необходимо выполнить эту процедуру, то просто откройте в левой части раздел «Cookies» и нажмите справа на значок запрета. Куки для выбранной ссылки будут очищены.

Security

Вкладка security chrome

Раздел Security отображает информацию о безопасном протоколе. Если его нет, то будет сообщено, что данная страница является небезопасной. Кроме того, можно получить еще некоторые сведения о:

Lighthouse

Вкладка Lighthouse chrome

Последний раздел представляет собой инструмент аудита с открытым исходным кодом. Благодаря ему разработчики могут повысить производительность и доступность своих веб-сайтов.

Выявление основных ошибок

При возникновении возможных ошибок мы сразу будем об этом уведомлены во вкладке Console – в ней отобразится информация с красной строкой текста. Рассмотрим самые распространенные ошибки, которые могут возникать в Google Chrome, Safari и Internet Explorer:

Устранение основных и прочих ошибок может быть проблематично. Если вы считаете, что они сильно мешают производительности вашего сайта, то рекомендуем поискать информацию о них в официальной документации браузера либо на тематических форумах.

Заключение

Иногда консоль пригождается не только верстальщикам – она бывает полезна для самых простых действий. Например, чтобы посмотреть мобильную версию, скачать картинку либо узнать используемый шрифт на сайте. В общем, применять консольное окно можно в различных ситуациях – как для просмотра содержимого сайта, так и для анализа потребления памяти.

Изучайте и находите свои применения этому инструменту – он может многое. Удачи!

Источники:

https://proglib. io/p/naydite-i-ispravte-oshibki-v-kode-na-python-otladka-s-idle-2020-11-10

https://techrocks. ru/2018/03/29/how-to-find-and-fix-bugs/

https://timeweb. com/ru/community/articles/kak-ispolzovat-konsol-brauzera-dlya-vyyavleniya-oshibok

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: